Смотреть видеогалерею Соревнования: прошедшие и предстоящие Путешествия
Меню

Авторизация

Поиск

Статьи
Зимнее катание на горном велосипеде

Горный велосипед для езды в зимних условиях, как и автомобиль, необходимо подготовить. Самое главное – купить зимнюю резину...



Фото из путешествий
Парковка велов в электричке

 Марий Эл - 2006
Старт: 2006-07-15 14:00
Маршрут: Васильсурск - Шешмары - Пайгусово - Емелево - Мал.Карачкино - Бол.Карачкино - Бол.Сундырь - Ильинка - Кузнецово - Чаломкино - Козьмодемьянск - Коротни - оз. Нужьяр - Копорулиха - Богданово - Воскресенское - Владимирское - Быдрей - Семенов

Дистанция: 370 км

Время: 8 дней

Участники: RaFaeL, 4enix

GPS track


Марий Эл - 2006

Первый раз в недельный велопоход. Маршрут был придуман интересный, но несложный – в среднем получалось по 45 км в день, поэтому его можно было считать относительно «ленивым». А как все получилось в итоге – читаем дальше.

День 0. Заброска.

Стартовая точка – Васильсурск. Но как туда добраться? Электрички не ходят (железной дороги нет), «Метеоры» отменили.. Из нескольких вариантов было выбрано два: такси (основной) и «казанский экспресс» до Сергача (запасной вариант, на нем мы теряли ходовой день). В субботу, ближе к двум часам дня приезжаем на автовокзал (пл. Лядова). Таксисты едут куда угодно, но не в Воротынец. Говорят, что в субботу вечером оттуда все равно не будет желающих уехать в НН, а «воротынских» нету. Прождав около часа, уже собирались ехать на электричку, как вдруг приехал водитель из Воротынца. Запихали велы в багажник Ауди (довольно потрепанной), поехали. Заброска получилась в итоге достаточно дорогой (800 руб), зато довезли нас прямо до парома за 15 минут до его отправления. В этот момент очень некстати пошел ливень, но велы собрали и на паром погрузились. Переправа велосипедиста стоит 35 рублей.

Первую стоянку долго не искали – на середине «серпантина» свернули по еле заметной тропке по склону и через заросли травы вышли на полянку. На полянке был чей-то заброшенный шалаш (читай: дрова), там и остановились. Место, конечно, было не идеальным (например, долгий и заросший спуск к воде и отсутствие места для купания), но зато нашли небольшой родничок, да и дрова были. На ужин – картошка с рыбными консервами.

Дневной пробег: 1 км.
Вывод дня: дорогая заброска позволяет сэкономить время


День 1. Въезжаем в Марий Эл.

Проснулись, полежали, еще раз проснулись. По реке ездили моторки, откуда-то сверху доносились голоса (встали буквально под городом). На завтрак – геркулесовая каша на сгущенке с изюмом.

Выехали не спеша в 12:30. Васильсурск – поселок небольшой, смотреть там почти что нечего, но умудрились изрядно поколесить по городу взад и вперед – где что находится, мы не знали. С помощью местных жителей нашли, конечно же, и Хмелевскую церковь, и Супротивный ключ, только каким-то образом на это ушло целых три часа. Ближе к 4 часам дня по асфальту доехали до границы областей, где, как обычно, асфальт и кончился (справедливости ради надо сказать, что как раз сейчас там делают асфальтовую дорогу до Барковки). В первом же селе услышали незнакомый язык – это все-таки была уже другая республика. Проехав еще немного, у безымянного ручья устроили перекус и подумали, где же сегодня мы ночуем. Ничего не придумали, а, поскольку погода была хорошая и сил было достаточно, то решили ехать, пока не надоест.

В Крайние Шешмары ведет достаточно крутой подъем по полю, да и сама деревня стоит на склоне холмов. Немного по ней попетляв, снова выезжаем в поле – твердого покрытия еще нет. Однако перед следующей деревней замечаю отворот на грейдер, уходящий в нужном направлении, туда и сворачиваем. Щебенка была укатанной и не тряской (в отличие от Ивановской области), но вот спускаться в ближайший овраг по такой дороге было мега экстремально: груженый велосипед к концу спуска начало немного пошатывать, и это на скорости больше 40 км/час! Зато потом – совсем неэкстремальный подъем и выезд на асфальт.

Подъезжая к Пайгусово, заметили справа от дороги часовенку. Ну как после жаркого дня не заехать на холодный источник! Разумеется, заехали, искупались. Имя источника у местных (или приезжих?) жителей выяснить не удалось. От источника пешком поднялись в село по тропинке, зашли в магазин. Поворот на Емелево оказался асфальтовым (что оказалось весьма кстати), и следующие несколько километров проехали без особых приключений. В Емелево мы в 8 вечера – пора что-то решать с ночевкой. Становится ясно, что ночуем мы где-то на Юнге, но вот где?

Сворачиваем с асфальта направо, на Якнуры. Не доезжая села, повернули еще раз, но налево: вдали виднелся лес, судя по всему, на берегу реки. Проехали мимо заброшенной фермы и вышли на… новую асфальтовую трассу Еласы – Юнго-Кушерга! Да, карта достаточно сильно врёт! Зато с трассы хорошо был виден кусок привлекательного обрыва над речкой – там и остановились. Река Юнга оказалась широкой, но мелкой: купаться нельзя, но есть вода. Еще минусом этой стоянки также было то, что недалеко в поле проходила грунтовая дорога местного значения, с которой был виден лагерь, но, тем не менее, в эту ночевку нас никто не потревожил. На ужин – рис с тушенкой.

Дневной пробег: 45 км.
Вывод дня: топографическая двухкилометровка Марий Эл врёт


День 2. По границам республик.

Проснулись рано, не спеша позавтракали (ячневой кашей с изюмом), позагорали, поехали даьше. Новый асфальт кончился в Юнго-Кушерге. Там началась хорошая полевая грунтовка. По треку могли бы немного срезать, но что-то не хотелось уходить с красивых холмов в низину. Дорога привела к очередному источнику – Иерусалимской иконы Божией Матери. Ну как обычно – купание и полные фляжки воды (я вместо фляжки возил 1,25 л ПЭТ в заднем кармане рюкзака). Село с кучей собак и поросят на дороге, тут же увидели интересную деревянную церковь (не указанную на карте). Снова затяжной (но уже асфальтовый) подъем – едем то мы по ГОРНОмарийскому району! В Тяптяево еще одна интересная деревянная церковь и снова кончается асфальт – а вот и знакомая река Юнга. Поднимаемся в гору и выезжаем на грейдер.

Вомбакасы – большая остановка на перекус у магазина. Покупаем тут алюминиевый половник (захотелось сварить суп) и пережидаем небольшой дождик. Большой Сундырь проезжаем без остановки и едем в Ильинку. По пути останавливаемся в магазине в Тренькино купить мороженое (а вот пиво там, если верить объявлению, продают только по предъявлению паспорта), и вот уже Ильинка и река Волга! Еле-еле успеваем доехать до бывшей «ракетной» остановки на берегу, как накрывает ливень…

Ливень продолжался час и изрядно вымочил глиняную дорогу в дом отдыха, рядом с которым находился знаменитый Чувашский Дуб (из-за чего мы и приехали в Ильинку) – еле-еле поднялись по крутому склону. Была даже идея остаться здесь на ночевку, но место показалось слишком людным. Осмотрев Дуб, поехали искать место для стоянки. Вот, вроде бы, рядом Волга – а не подъедешь. Проехав через пару деревень, у местных пацанов выясняем дорогу к берегу. К этому времени полевые грунтовки уже подсохли, зато откуда-то единственный раз за весь поход появилась туча слепней. Дорога закончилась на краю обрыва, заросшего лесом – здесь, видимо, по выходным пикничат жители близлежащих сел. В понедельник вечером там, разумеется, никого не было. Большим минусом стоянки был крутой и длинный спуск к воде и отсутствие сосен (костер из сырых дров разожгли с трудом), плюсом – хороший вид на Волгу. Поужинали картофельным супом с рисом и тушенкой и салатом из огурцов.

Дневной пробег: 54 км.
Вывод дня: двухкилометровому атласу автодорог Чувашии можно верить


День 3. Бегаем от тучек

Утро началось с купания-помывки. Мыть котелок было лень (далеко ходить), поэтому в качестве завтрака ограничились чаем с бубликами. Выехали очень поздно – в час дня. Вернулись на асфальт – грунтовок на этот день не планировалось. От села Токари до Кузнецово ведет новый асфальт, далее выехали на трассу. Ехали быстро – торопились в Музей горномарийской культуры, что в село Чаломкино, а работает он до 16 часов. Этому помогал попутный ветер и догоняющая тучка. К музею приехали в 15:20 – успели, а музей оказался закрыт! Обидно… но проезжавший мимо местный житель подсказал, где живет заведующая. Узнав, что мы приехали на велосипедах из Нижнего Новгорода, нам даже провели небольшую экскурсию. Музей в меру интересный, хоть и небольшой. Возможно, специально ехать туда не стоит, но по пути заглянуть вполне можно. Посетив музей, еще час сидели на его крыльце – пережидали все-таки догнавший нас дождик. Дальше была мысль «срезать» через Пепкино, но получилось так, что, проехав по пшеничному полю, оказались на той же асфальтовой дороге, по которой и приехали в Чаломкино. По ней вернулись на развилку и покатили в Козьмодемьянск.

На въезде в Козьмодемьянск случилась самая серьезная поломка похода. Отвинтился и потерялся болт крепления левого шатуна. Со второго раза болт удалось найти (не нашлась только пластмассовая контргайка), но шестигранника на 8 в инструменте не оказалось… Пока думали, какими бы подручными средствами можно затянуть этот болт, рядом остановился ЛуАЗ. Вышедший водитель представился бывшим велотуристом и предложил свою помощь. Нужного ключа в его инструменте тоже не было, но комплектом шестигранник+отвертка довели вел до состояния «можно ехать». В Козьмодемьянске купили на ужин овощей и консервов (костер разжигать после дождей было лень, да и поздно уже было). Место для стоянки нашли в тупике набережной, очень напоминающей наш Гребной канал. Палатку ставили под дождем от внезапно налетевшей тучки. Поужинали салатом из огурцов и консервами «фрикадельки с овощами в томатном соусе».

Дневной пробег: 55 км.
Вывод дня: в Марий Эл живут очень отзывчивые люди


День 4. Музеи и прочие достопримечательности

Проснулись от каких-то шорохов вокруг палатки. Выглянув, увидел... корову. В метре от палатки проходило целое стадо коров. Коровы оказались аккуратными и палатку не задели, пастухов мы тоже не заинтересовали. Завтракать поехали в столовую, которых в городе несколько. Уговорив сотрудников одной из столовых поставить велы внутри помещения, на 68 рублей (на двоих) наелись до отвала. Щи (полная порция), двойной рис с котлетой, хлеб и компот – в НН таких порций нет! Была даже идея взять с собой готовой еды.

После завтрака поехали осматривать город. Сначала посетили этнографический музей под открытым небом – очень богатая экспозиция, почти все можно потрогать руками или хотя бы внимательно осмотреть. В Музей купеческого быта заходить не стали (не было места, куда можно было поставить велы, сразу от входа шла крутая лестница на второй этаж), поехали в Музей Юмора имени Остапа Бендера. Как известно, прообразом «Васюков» из 12-ти стульев послужил именно Козьмодемьянск – местные эту теорию подхватили и буквально на пустом месте создали достаточно забавный музей. Есть рядом и памятник 12-ти стульям. Кроме этого, в следующие выходные в городе должен был проходить ежегодный фестиваль «Бендериада», но мы на него не попадали (и не хотелось). Погуляли по музею – велы стояли на площадке между этажами. Далее еще оставался художественный музей, но смотреть картины и фарфор мне показалось не особо интересным, поэтому вместо этого посетили магазин напротив и поехали на переправу. Переправа работает практически без расписания, паром ходит каждые 40-45 минут. Стоимость билета для велосипедиста - 25 рублей.

На развилке Юрино – Йошкар-Ола вместо планируемого маршрута через село Три Рутки выбрал дорогу попроще – радиальный заезд в лес на озеро Нужьяр без лишних объездов по грунтовкам. Дело в том, что прогноз погоды ничего хорошего не обещал, поэтому маршрут решили немного сократить (оставив при этом посещение всех ключевых точек). Не спеша докатили до границы Юринского района (см. заглавное фото), чуть дальше на одном из поворотов свернули в лес (немного срезая). Дорога вывела к противопожарной вышке. Не смогли отказать себе в желании залезть на нее, заодно и дорогу дальше посмотрели. А дорога дальше пошла песчаная, правда, укатанная и сырая. Где-то ехали, где-то шли пешком (в основном пешком шли не потому что ехать было нельзя, а потому что лень было – просто гуляли по лесу). По дороге встретился уазик-буханка и место, где GPS потерял спутники (причем когда мы ехали обратно, спутники в этом месте потерялись второй раз). В 9 вечера мы были уже на озере, где нашли ровное местечко недалеко от берега, поставили палатки, искупались (Нужьяр – самое чистое озеро Поволжья), приготовили ужин. На ужин снова картофельный суп с тушенкой.

Дневной пробег: 60 км.
Вывод дня: по сырому песку вполне можно ехать, а еще очень удобно обедать в столовых


День 5. Погода портится

Проснулись от шума двух огромных воронов, которые грабили наш лагерь – судя по всему, именно они утащили оставленные бублики и хлеб. Поели черники (которой там просто заросли), позавтракали (геркулесовая каша с изюмом), погуляли, начали не торопясь собираться. Уже собирались складывать палатку, как налетела ливневая тучка – спрятались, подождали, пока кончится. Дождь шел долго. Ближе к вечеру все-таки кончился, но поднялся шквальный ветер. Попытались развести костер, но ничего не вышло, да и дождь начался снова… Залезли в палатку и больше оттуда не вылазили. Поужинали яблоками и огурцами, купленными в Козьмодемьянске. Консервы и сухофрукты, как назло, именно к этому моменту кончились…

Дневной пробег: 0.
Вывод дня: нужно иметь с собой минимум суточный запас консервов и газовую горелку


День 6. Вынужденная дневка продолжается

Проснулись к обеду – дождь и холодный ветер не прекращались. Поиграли в карты, в морской бой и балду, почитали буклеты из музеев, еще поспали. Ближе к вечеру дождь все-таки кончился, и путем некоторых усилий все-таки удалось развести костер. На ужин был картофельный суп-лапша без мяса.

Дневной пробег: 0.
Вывод дня: костер можно развести даже после суточного дождя, но горелка и консервы все равно нужны


День 7. Наверстываем упущенное

Первый раз, когда вставали по будильнику. Весь временной запас «съел» холодный циклон, и других вариантов, кроме как проехать за этот день двойную норму, не было. Позавтракали геркулесовой кашей с остатками сгущенки и сахара, и уже в 10:30 двинулись в путь. Дорога с озера мало чем отличалась от дороги на озеро, разве что в этот раз навстречу попался отряд пеших туристов (прошагали молча, на приветствие не прореагировали). Выехав на асфальт, поехали навстречу все тому же шквальному ветру – скорость не поднималась выше 18 км/час. В деревне Копорулиха скупили половину частного магазина, чуть дальше за деревней устроили привал.

Вообще говоря, я рассчитывал на то, что асфальтовая дорога на стыке областей к этому моменту будет сделана. Облом. Да, ее делают. Сделали насыпь, насыпали щебенку… и по щебенке, и по насыпи идти практически невозможно (лучше уж по песку). Нормальная дорога началась только после въезда в нашу родную Нижегородскую область. К этому моменту и ветер немного поутих. Так, не спеша, покатили до Воскресенского. В Богданово и в Воскресенском зашли в магазины (наконец то купил батарейки, которые кончились на озере), и к 9-ти вечера доехали до озера Светлояр. В «кемпинге» (так почему-то называется не особо приспособленный для стоянок берег Люнды), несмотря на субботу, почти никого не было (сыграла роль холодная погода). Поужинали на этот раз гречкой с тушенкой и легли спать.

Дневной пробег: 100 км.
Вывод дня: 100 км на 7-й день похода – вполне проезжабельное расстояние


День 8. Едем домой

Проснулись опять по будильнику. Ячневая каша на завтрак на этот раз была на молоке. Полдня ушло на экскурсию по Светлояру – и на Кибелек заехали, и на могилы воинов… тайник поискали… Можно было еще зайти в музеи, но желание попасть на «керженскую» электричку побороло желание приобщиться к искусству (да и вообще музеев в походе и так было достаточно). Поехали по короткой дороге через Быдрей – попали под дождик. Выехали на трассу – попали под второй дождик. Так как дожди мы пережидали, то о ранней электричке пришлось забыть, успевали лишь к «ветлужской», зато приехали за час до нее. Место нашлось только в тамбуре, который постепенно заполнился народом (все-таки вечер воскресенья). Но в НН доехали без приключений. Ура, мы дома!

Дневной пробег: 55 км.
Вывод дня: поход завершен успешно!


Общие итоги

Велосипеды. Merida Matts Cruise 5.7 2004 customized & Atom XC500 2005. Никаких проблем, кроме отвинтившегося шатуна - скорее всего, нам его плохо протянули в Москве - в комплект ключей положу шестигранник на 8.

Палатка. Вега 2 Комфорт от Снаряжения. Для велопоходов подходит почти идеально - велы в тамбур, спишь спокойно. Ставится и снимается очень быстро. Минусы - нет "юбки", один из входов наполовину из сетки - на сильном ветру палатку продувает. К тому же колышками палатка крепится только с двух сторон (у входов), с двух других почему то прижать к земле ее нельзя. Но для наших мест вполне даже хороший вариант (для гор, пожалуй, не покатит)

Велорюкзак. Мираж 80 от Снаряжения. В один рюкзак убирается ВСЕ, что нужно для недельного похода на двоих, "пенки" снаружи. Разумеется, имеется в виду не автономка (хлеб, овощи и другие, занимающие много места продукты закупались по мере необходимости). Чехол на велорюкзак сделан с большим запасом. Ньюанс: багажник нужен с дополнительными гнутыми задними стойками, иначе сползает в спицы заднего колеса.

GPS-навигатор. Garmin Etrex Legend C с самодельным чехлом/креплением на руль. Никаких нареканий. Один раз потерял спутники в глухом лесу, но ненадолго. Не самых дорогих щелочных батареек хватает на 3 ходовых дня. Немного непривычно было ездить по Марий-Эл без подробной карты в нем (залита только 5-ти километровка), но зато был подготовлен трек.

Питание. Как ни странно, оказалось, что в недельном (и больше) походе можно очень даже разнообразно питаться. Крупы удобно перевозить в ПЭТ (0,5 или 1 л). Минимальный запас консервов должен быть всегда (с этим мы немного лажанулись), даже при путешествии по населенке. Очень не хватало горелки и тента


 

Паром Лысая гора - Васильсурск На въезде в Васильсурск Йожег
Сколько же нам еще сегодня ехать? Безымянный источник Вид со второй стоянки
Просто церковь Вид на Большой Сундырь. Ильинка - пережидаем дождь
Старейшина чувашских дубов Указатель на музей Музей - и снова дождь
В поле На въезде в Козьмодемьянск В столовке
Ночной караул На качелях В музее Остапа Бендера
4enix и Чудо-Юдо Карта Козьмодемьянска Вид на Козьмодемьянск с парома
На пожарной вышке Вечер на озере Нужьяр Черника
Отдыхаем Кибелек Озеро Светлояр
Мы почти дома Карта Спутниковая съемка


автор: RaFaeL


Поделиться ссылкой:

 Мнения и комментарии
Веруня  16.04.2011 23:45
как хорошо! тоже хочу на вело в Ильинку...
Obereg  20.11.2007 01:54
Парни, молодцы, классно прокатились! Жаль, поздно ваше повествование обнаружил. Сам надеюсь этим маршрутом проехать. А вот в какой пещере сделано "фото из путешествий"? Исключительный интерес для меня представляют Нижегородские пещеры. Могу предположить по габаритам камеры и цвету пород, что это Борнуковская пещера Бутурлинского района. Если ошибаюсь, напишите, пожалуйста, что это за пещера по адресу: AstashinFizGeo@yandex.ru
Шило в...  24.02.2007 15:59
Чувствую приближение весныЙ Вот и попал на сайт этот. Ребята! Вы молодцы! Сам любитель ехать подальше!
bombeiro  29.07.2006 17:47
Поздравляю ,здорово покатались. :)
kvn  28.07.2006 16:50
Читал вчера поздним вечером, из-за чего поздно отошёл ко сну, но ничуть об этом не жалею. Как-будто с вами съездил. И всё же жаль, что не съездил. Зато по крайней мере один маршрут на следующий год для меня уже есть.
Степлер  28.07.2006 15:02
молодцы, так держать!!! фоты и отчет просто супер. позитивно!
Андрей (рей)  27.07.2006 12:23
Поздравляю с первым опытом многодневки!
Sevlad  27.07.2006 11:48
Молодцы! Всё-таки решились на недельный поход! Мастерство растёт. А вот был бы тент и топорик - можно было бы на пятый день и костёр развести, укрывшись за тентом и расщепив топориком дрова потолще - внутри они сухие.
Yohan  27.07.2006 11:31
молодцы, здорово покатались, особого колорита, наверное добавило то, что вы были только вдвоём. имхо, в такие ебе....простите, в такие дали лучше ездить несколько бОльшей командой. ;)

Добавить комментарий
Обновить


 Copyright © 2003 Велосипедный Нижний  Поддержка онлайн (ICQ): 59592562  
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода Graphit Powered by TreeGraph