Смотреть видеогалерею Соревнования: прошедшие и предстоящие Путешествия
Меню

Авторизация

Поиск

Статьи
Велосипедный обзор



Фото из путешествий
Выехал к морю - городок Lakselv

 На Козью речку
Старт: 2006-07-27 08:00
Маршрут: НН - "Ждановец" (авто) - Ковернино - Бол. Мосты - Бориха - Юрово - Первомайка - Горчуха (вело) - Красногорье (паром) - трасса "Кострома -Мантурово" - мост ч/з Нею - Макарьев - Гребенец - Козья Речка [цель] - Нея - мост ч/з Нёмжу - Красногорье - ...

Дистанция: ~ 370 км вело / ~ 670 км всего

Время: 4 дня

Участники: 3 чел. (Лёха, Денис, Антон)


НН - Дуплянь - Козья речка - НН

Прошли маршрут за 4 дня, с 27.07 по 30.07.

Ниже сообщаются некоторые общие детали, карта прилагается.

Комбинированный авто/вело-поход Нижний Новгород - Козья Речка - Нижний Новгород

Маршрут: НН - "Ждановец" (авто) - Ковернино - Бол. Мосты - Бориха [1-й день, ~ 90 км вело / ~ 200 км всего] - Юрово - Первомайка - Горчуха (вело) - Красногорье (паром) - трасса "Кострома -Мантурово" - мост ч/з Нею [2-й день, ~ 80 км вело / ~ 80 км всего] - Макарьев - Гребенец - Козья Речка [цель] - Нея - мост ч/з Нёмжу [3-й день, ~ 80 км] - трасса "Кострома - Мантурово" - Красногорье (вело) - Горчуха (паром) - Первомайка - Юрово - Бориха - Бол. Мосты (авто) - Ковернино - "Ждановец" (вело) - НН (авто) [4-й день, ~ 120 км вело / ~ 320 км всего].

Справка о цели похода: побывать в Козьей Речке - тождественно понятию забраться в "медвежий угол", местность, далёкую (в контексте плотности заселения европейской части России) от цивилизации, крупных магистралей и т.д. На географических картах Нижегородской области и прилегающих областей такие места в изобилии встречаются в северных районах, окружённые зелёным цветом - непролазными лесами. И лишь одна - две лесные дорожки, заботливо (а порой - беззаботно) нанесённые топографами на карту ведут к этому отрезанному от мира участку. Обитая в большом городе, полезно "для понимания жизни" время от времени забираться в такую глушь, получая представление об окружающих тебя просторах, образе жизни местного населения, неравномерности регионального развития, неохватности и многогранности даже относительно очень небольшой части нашего мира. Соседняя Костромская область в районе устий рек с красивыми названиями Унжа и Нёмда даёт богатый набор географических объектов, сами названия которых уже многое говорят об их положении и судьбе. Козья Речка - одна из многих. Чего стоят такие названия, как Дуплянь, Комары, Кукуй, Собачий... Короче, нашим коллективом ещё зимой был подписан "Меморандум" о необходимости достичь Козьей Речки летом 2006 года. Уже на картах 80-х гг. прошлого века эта деревня была обозначена как нежилая. К настоящему моменту, впрочем, там могли оказаться частные угодья, охотхозяйство, домик лесника и т.д. В любом случае, интересно было туда забраться. Изначально предполагался вариант достижения Козьей на стареньком "Запорожце" с постановкой его в целевой точке маршрута на вечный прикол печальным памятником (вроде бумера в одноимённом фильме), но сомнения технического плана склонили в последние дни перед походом чашу весов в пользу велосипедного варианта. Дополнительные ограничения по времени поставили вопрос о необходимости использования и автомобильного транспорта как вспомогательного. Возможность оставить машины в "Ждановце" (студенческий спортивно-оздоровительный лагерь НГТУ - примеч. авт.) однозначно обусловила выбор начальной точки велосипедного маршрута.

------------------------------------------------------------

День 1-й, 27.07.2006, четверг

С утра в Нижнем моросил дождь, и мы порадовались, что первую часть маршрута нам предстоит проделать на автомобилях - не так подрывает боевой дух. Встретились в "Ждановце" на Горьковском море, оставили там машины, навьючили велосипеды и в 9:30 взяли курс на Ковернино, выехав из Федурино по относительно новой дороге, выходящей на ковернинскую трассу в районе д. Ефутино. Прохладно и облачно, как, впрочем, и во все последующие дни похода.
Денис везёт меньше всего вещей. У него тяжеленный "двухподвес"; нагрузить багажник сколько-нибудь заметным грузом нет возможности. Поэтому на багажнике у него болтается уродливо притороченный небольшой рюкзачок с личными вещами, а на руле - спальник, аккуратно завёрнутый в полиэтиленовый мешок. У нас с Лёхой - велорюкзаки типа "штаны"; я с трудом отрываю заднее колесо велосипеда от земли, хотя рюкзак и не слишком тяжёлый. Вообще, так получилось, что все мы привезли свои велы из-за рубежа (Алексей - из Чехии, я - из Италии, Денис - из Канады). Они были куплены там для местных поездок и не обладают выдающимися характеристиками. Вел Дениса, пожалуй, слишком тяжёл и не имеет высоких передач, так что при попутном ветре и высокой скорости ему трудно за нами поспеть, мой вел тоже тяжеловат по сегодняшним меркам, вел Алексея легче, но без амортизаторов на передней вилке, что не слишком удобно на просёлках. Тем не менее, в известной степени велы нам дороги как память, поэтому катаем на них с большим удовольствием.
Остановка у магазина в Бриляково. "Что-то я притомился", - говорит Лёха, и мне в душу закрадываются сомнения относительно достижимости конечной цели нашего мероприятия. То есть, сомнения там были уже с самого начала. С этого момента они начинают крепнуть. Наша текущая спортивная форма, конечно, не располагала к такому блиц-походу на большое расстояние. Хотя Алексей и является действующим МС по бадминтону, а мы с Денисом - действующими "физкультурниками", в этом сезоне не велах ездили совсем немного. Прямо скажем, больше говорили за пивом о предстоящем мероприятии, чем готовились к нему.
Транспорта в четверг днём немного, не жарко, едем спокойно. В Сухоноске нас по иронии судьбы застаёт хороший ливень. Ускорившись, забираемся на горку и прячемся в остановочный павильон, где к этому времени тусуются четверо местных разных возрастов. Оглядев наш скарб, один лишь сказал: "Да, погорячились вы, пацаны". Двое из тех, что помоложе, некоторое время занимали себя внимательным прослушиванием изощрённой матерной брани с сотовых телефонов, морща неширокие лбы. Не ясно, забавляло ли их это, либо мы стали свидетелями трудного процесса обучения. Видимо, так с помощью новых технологий воспроизводятся старые социальные нормы люмпен-пролетариата.
Дождь задержал нас минут на 40. Не дождавшись совсем его окончания, едем дальше. Вскоре, наконец, он иссяк. Километров через 5 после поворота на Сокольское Лёха прокалывает переднее колесо. Достаёт сменную камеру - тоже дырявую. Техническая готовность - отвратительная. По-моему, он даже не смазывал велосипед с зимы :) С помощью ремкомплекта заделываем сразу две камеры. Задержка ещё минут на 40. Впрочем, это же и отдых.
В итоге прибываем в Ковернино около 3 часов дня и сразу проезжаем в столовую в центре. К нашей радости, нас туда пускают прямо с велосипедами, благо места много, а народу мало. С 3 до 4 - неспешный плотный обед из трёх блюд. Алексей с Денисом допускают досадную ошибку, беря себе на второе пельмени со сметаной. По моим впечатлениям, пельмени у нас бывают двух видов - нормальные и очень плохие. Континуума качества не существует, поэтому риск напороться в незнакомом месте на несъедобный продукт достаточно велик. Тем не менее, порция Дениса съедена на 100%, порция Алексея - на 50. Все мы понимаем, что горячий обед, на приготовление которого мы не потратили сил и времени, совмещённый с отдыхом - прекрасный шанс для нас уехать сегодня дальше. На оргсобрании накануне похода Денис вспомнил рассказ Джека Лондона "Кусок мяса", где старый, опытный и мудрый боксёр всячески экономит свои силы в борьбе с молодым и сильным соперником, заставляет его на мелочах тратить больше сил (не спеша пройти из своего угла одну треть ринга, спровоцировав соперника одолеть две трети), выматывает его практически полностью, но из-за недостаточного питания (не съеденного утром куска мяса), всё же проигрывает бой в последнем раунде. Подобно этому боксёру, мы старались экономить силы на мелочах, но не отказывали себе в полноценном питании, благо такая возможность была.
Во время обеда в столовой двое юношей и две девушки украшали стены помещения плакатами с рисунками и слоганами, вероятно, готовясь к предстоящей свадьбе. Плакатов было много. Все были довольно традиционными, и лишь один, наиболее крупный, был несколько вызывающим в своей наглости и простоте: "Милые родители, на джипик не дадите ли?". Ещё на одном транспаранте не запомнившегося мне содержания слово "тёщу" было написано с буквой "ю" на конце: "тёщю" (прямо-таки "превед" и "девчёнки" :)), но мы не стали умничать и расстраивать молодых людей. Надеюсь, свадьбу сыграли в минувшую пятницу на славу, а тёща не обиделась на такое обращение. Всё-таки, надёжнее набирать содержание постеров в Wordе для начала ;).
В 4 часа выехали из Ковернино в направлении Больших Мостов, повторяя, таким образом, собственный же маршрут 2-х или 3-х годовой давности, когда нашей целью была деревня с характерным названием Большая Погорелка. Однако же, в этот раз в районе д. Марково мы свернули налево по указателю Каменное/Высоково (вероятно, это та дорога, по которой год или два назад я не смог доехать до Успенского монастыря с Рафом, Раббитом, Режиссёром и иже с ними :) Через некоторое время Лёха замечает, что стало спускать заднее колесо. Меняем. Алексей утверждает, что в ходе поездки на приспущенном колесе он натрудил колени и теперь ему очень тяжело ехать. Такую песню он пел и следующие 3 дня. Возможно, действительно так. Как бы то ни было, наше продвижение сильно замедлилось. Уже в половине восьмого, одолев после Ковернино около 30 км, достигаем поворота на Рымы (прямо - на Успенский). Километровые столбы с обратной стороны отсчитывают недолгие 3 - 2 - 1 км, проезжаем Бориху, видим табличку "Костромская область", и асфальт заканчивается. Пора и нам остановиться, хотя в начале были планы встать в первый день километров на 15 дальше, за Юрово. По карте справа совсем рядом от дороги должна быть речушка Бол. Утрус - левый приток Чёрного Луха. Сворачиваем в лес, по едва приметной тропинке форсируем болотце, выбираемся на довольно просторную поляну с высокой непримятой травой. Под боком шумит речка. Место красивое, но усталость за день, пасмурная погода и позднее время не располагают к наслаждению пейзажем. Палатка. Костёр. Ужин. Залегание.

День 2-й, 28.07.2006, пятница

Утро встретили под барабанную дробь дождя по палатке. Просыпаемся и снова засыпаем, просыпаемся и засыпаем. Дождь прекращается около 11 утра. Мы хорошенько выспались, однако испытываем сильные сомнения относительно необходимости продолжать маршрут в Козью Речку. Лёжа, разрабатываем варианты достижения Дупляни (она гораздо ближе) и последующей эвакуации. Однако же, выбираясь из палатки, я надираю сухой бересты и довольно быстро развожу костёр из сырых дров. Вид бодро горящего хвороста вновь настраивает моих спутников на боевой лад. После вкусного завтрака, состоящего из рисовой каши со сгущёнкой и кофе с той же сгущёнкой, морально-волевые качества экипажа восстановлены. Козья Речка вновь не представляется недостижимым миражом. Дождик нас всё же задержал сильно. Со стоянки в этот день выходим почти в обед - во втором часу дня.
Встретившая нас вчера в Костромской области песчаная дорога не оказывается слишком уж трудной. Дождь прибил песок, можно ехать, но не спеша. Навстречу пару раз попадались мотоциклы и легковушки. Проехать можно всем, а значит и нам. Через 5-8 километров и вовсе выбираемся на посыпанную гравием дорогу. После песка это нам даёт значительную прибавку в скорости. Вскоре справа остались Большие и Малые Рымы. На многих деревенских домиках здесь и далее замечаем спутниковые антенны. Смотрятся непривычно и очень колоритно. Вероятно, это единственный шанс получать здесь вести из нашего беспрерывно глобализующегося мира. Сотовых операторов телефоны не находят.
Дождя нет, но на небе беспрерывно "тучи ходят хмуро", напоминая нам о ежеминутной опасности быть намоченными. К сожалению, сделанные фотографии не передают непрерывно мрачной окружающей нас обстановки. Всё зелёное как-то слишком весело зелёное, всё серое как-то оптимистически серое, а на самом деле всё было не так. Тучи и высокая вероятность дождя, надо сказать, перестали беспокоить нас совершенно к исходу второго дня. Человек ко всему привыкает (и, порой, довольно быстро).
Остановка в Юрово около полуразрушенной церкви. Перекусываем наспех и думаем, что 100 лет назад здесь, вероятно, всё было точно так же. Только церковь функционировала. Впрочем, вскоре мимо нас проехала дама на мотоцикле "Юпитер". Эмансипация, чёрт возьми?
Уточняем у местного населения дальнейшее направление нашего движения, не раскрывая, однако же, всех наших карт. Дорога не меняет своего характера, но становится чуть более однообразной. На 5 километров пути может не быть ни одного поворота - лишь вертикальные колебания. Такие прямые просеки хорошо видны на спутниковых фотографиях в Гугле?
Согласно инструкциям местных жителей, 10 км до поворота на Побоишню и ещё 10 км до поворота на Первомайку. По карте всё сходится. Едем с небольшими передышками. При въезде в Первомайку находится большой деревообрабатывающий завод прямо на берегу реки Унжа. Хотя последние 10 км ехали вдоль неё по карте, река до сих пор не показывалась. Рабочий день уже закончен. Пятница, около 5 вечера. На заводе никого не видно. Проезжаем мимо нескончаемых штабелей брёвен. Леса много. В Первомайке заезжаем в магазин, купить всякой мелочи в дорогу - минералки, несколько плиток шоколада и т.п. Из алкоголя везли с собой водку, но тут решаем взять ещё и бутылочку сухого вина, чтобы скрасить вечер. Ясно, что вино, особенно сухое, здесь обычно не подают к столу. На витрине его не было. Но нам повезло - продавщица долго рылась в складском помещении и, наконец, извлекла на свет божий несколько видов контрабандного молдавского вина. Мы выбрали бутылочку Каберне урожая 2004 года. Давно она здесь нас ждала? После короткой передышки двинулись дальше.
По дороге в Горчуху нас немного подмочил дождик. Доехали менее, чем за час. Неплохой асфальт и расстояние не больше 15 километров. На ходу уточнив у местных жителей местоположение и расписание работы парома, подъезжаем к реке. Паром ходит ежедневно до 10 вечера. Практически каждый час. Нас это очень устраивает. Наш рейс - в 19:00. Хотя на причале стоял полноценный речной паром (такой, что, например, ходит из Макарьево в Лысково), в данный момент роль парома исполнял понтон с привязанным к нему буксиром. Из желающих переправиться вместе с нами - около 10 человек, 3 автомобиля и 1 мотоцикл. Цены почти советские. Перевоз человека с велосипедом без моторчика стоит столько же, сколько и перевоз человека без велосипеда: 2 рубля. Это обстоятельство нас даже как-то развеселило и придало бодрости.
По прибытии в с. Красногорье (переправа заняла не более 10 минут) мы сразу же направляемся к трассе, идущей по правому берегу Унжи. Время уже позднее. Есть выбор: либо встать сейчас на стоянку, либо проехать ещё километров 15-20, приблизив этим нашу конечную цель (по первоначальному залихватскому плану в Козьей Речке мы должны были быть уже этим вечером, а до неё ещё под сотню километров). Делаем выбор в пользу второго варианта. Денис соглашается на него лишь при условии немедленного употребления допинга. Возле остановочного павильона на пустынной трассе распиваем бутылочку благоприобретённого вина. Принятая на голодные желудки амброзия разливает по нашим телам приятное тепло. Мы одеваемся, стремясь не растерять его в стынущем вечернем воздухе. Теперь организмам всё равно - остаться здесь, или проехать ещё 30-40 километров. Этим мы и пользуемся. Проезжаем в приподнятом настроении километр и Денис затягивает "Пьяного дровосека". Забавно, но через минуту минуем остановку, на внутренней стенке которой поклонники ВИА "Король и Шут" зафиксировали крупными буквами название любимой группы. Примерно через час достигаем трассы "Кострома - Мантурово". Здесь вновь небольшой дождь. Невдалеке - пост ДПС, на котором пятничным вечером вдали от "рыбных мест" несут свою трудную вахту несколько сотрудников в фосфорицирующих жёлтых накидках.
От Костромы по столбам - 175 км, ближе, чем до Нижнего. Поворот направо, по направлению к мосту через речку Нея - правому притоку Унжи. Мост - километра через 3-4 езды по трассе. Нея впадает в Унжу километрах в 5 ниже моста. По карте мы наметили здесь стоянку. Переехав через мост, сворачиваем налево, в лес, выбираемся на берег. Здесь не должно быть деревень. Есть, однако, полевая дорога. Наверное, неплохое место для пятничных пикников, но не в такую погоду. Впрочем, проезжаем всё-таки двухместную палатку. Рядом доедает остатки шашлыка мужик. В палатке, видимо, ещё двое, из которых один, судя по смеху, женщина :) Едем дальше. Дорога заканчивается большой поляной возле ручья. Дальше во все стороны - бурелом. Желая обезопасить свой ночлег, пробуем перебраться за ручей. Там места обещают быть дикими. Но, потратив 20 минут на блуждание в сумерках без велосипеда по другому берегу ручья по чаще, болотцам и крапиве, я возвращаюсь ни с чем - с велосипедами там делать нечего.
Находим место поуютнее под ёлками. Располагаемся. Ужин подоспел нескоро. Обленившийся Денис 40 минут не мог развести костёр. Кроме того, за водой предстояло спускаться всё к тому же ручью по бурелому. Лишь с утра мы увидели, что вода там была что-то слишком мутна. Однако же, обошлось без последствий. Вдали всю ночь шумела дорога на Кострому.

День 3-й, 29.07.2006, суббота

Условившись встать в 6, поднимаемся едва ли не в 8. Завтрак в этот раз решили сделать с мясом, для чего развели два пакета картофельного пюре и заправили его тушёнкой. Этот день был определяющим. Согласно исходному плану, с утра мы должны были начать обратный путь, однако продолжили курс на Козью Речку, решив проявить упорство. Погода пасмурная, но не дождливая. На месте вчерашних любителей пикника стоит рыбак, которого мы вспугиваем внезапным появлением из леса и громкими разговорами. Чуть дальше - ещё один. Вновь выезжаем на трассу. Часа полтора неспешного хода и мы - в Макарьеве (не путать с нашим Макарьево на Волге). Центр города, видимо, стоит в стороне от главной дороги, поэтому каких-либо достопримечательностей не увидели. На выезде из города дорога подходит близко к высокому берегу Унжи. Открывается широкий простор. Здесь, наверное, хорошо ходить на байдарке. Пилим дальше. Наша цель - Гребенец. От него по карте отходит лесная дорога, которая и должна привести нас к Козьей. Указателей деревень почти нет. Сомневаемся насчёт домиков, завиденных вдали - не это ли Гребенец? Нас выручает GPS. Координаты я взял двумя днями раньше всё из того же Гугля. Еще полтора километра. На подъёме к деревне пересекаемся с местной бабушкой. Она предлагает приобрести малины, а я пытаюсь собрать первичные разведывательные данные относительно дороги на Козью Речку. Есть несколько подозрительных отворотов в лес, но не ясно, в какой лучше сунуться. Малина не куплена, поэтому, видимо, и разведданные оказываются неверными: "Нет здесь больше дороги на Козью Речку, через Нею поезжайте".
Заглядываем в местный магазин. Полуденный час, время для хорошего перекуса. Кроме прочего, покупаем хлеба и полторашку пива ("Арсенального". Местного (читай - костромского) нет). Решаем отметить ей прибытие в Козью. Предложения относительно шампанского почему-то отметаются. Продавщица, поджидавшая нас на крылечке магазина, после закупки съестного оказалась более разговорчива. Она указала нужный поворот и достаточно точно охарактеризовала первые 10 километров дороги на Козью Речку. "До леса гравий, затем - лесная дорога, но вы проедете - наши ездят туда за грибами". Дальше, вероятно, она просто не ездила. После получасового отдыха едем снова.
С поворотом на лесную дорогу я включаю GPS и решаю его более не выключать для надёжности. Хотя аккумуляторы и подсели, до цели должно хватить. Направление стрелки прибора приятно совпадает с направлением нашего движения. Цифры бодро отсчитывают оставшийся километраж: 17.7, 17.6, 17.5...
После въезда в лес дорога начинает повиливать. Гравий заканчивается. Навстречу нам попадается паренёк на мопеде. Затем - мужик на мотоцикле. Где-то за нами он останавливается и кричит что-то вроде: "На Нею, что ль? Так уж лучше в объезд!". Города Нея, стоящего на одноимённой реке, на наших картах нет - он чуть дальше к северу. Но у меня всплывает в голове просмотренная ранее крупная карта; до Неи от Козьей Речки гораздо ближе, чем до Гребенца. Принимаем эту мысль к сведению и едем дальше. Первая неудача - свернули на дорогу, ведущую к вырубке леса. На обочине попадается древний мотоцикл - хозяин ушёл по грибы/ягоды. Дорога превращается в непролазную гать из хвороста. Решаем вернуться к перекрёстку на километр назад. От него дорога сначала немного расходится со стрелкой GPS, но потом возвращается к нужному азимуту и нас это радует. Не радует лишь то, что дорога как будто идёт всё время вниз, теряя одновременно с этим в своём качестве. К моменту, когда до деревни остаётся чуть больше 13 километров, дорога вырождается в две глубокие колеи, заросшие травой. В конце концов, выезжаем к болотцу, которое, хотя и загачено когда-то довольно крупными брёвнами, оказывается непреодолимо не велосипедах. Разуваемся и двигаемся пешком ещё километра полтора. Пришлось нам всё же вкусить истинно лесной дороги. Я уж надеялся отделаться гравием. По такой дороге мало кто ездит и мало кто может проехать. Нас убеждали продолжать движение лишь всё та же стрелка GPS, упрямо показывавшая прямо, да примятая трава - видимо, кто-то недавно проехал тут на каком-то не слишком тяжёлом вездеходе, а также - на мопеде - возможно, тот парень, которого мы встретили. Невольно вспоминаются слова мужика с мотоциклом, что "лучше в объезд", да бабушки с малиной, что "дороги тут больше нет".
Погода не жаркая. Но после такого продвижения хочется раздеться и передохнуть. Однако останавливаться нельзя. Самое комариное место. Кроме того, сверху слегка крапает дождик. Время приближается к 3 дня. Назад этой дорогой идти совсем не хочется. Наконец, дорога несколько улучшается и начинает, как будто, подниматься. Можно ехать.
Вскоре происходит замечательное событие. Навстречу нам в этой глухомани бодрым шагом выходит сгорбленная старушка? Так, бабушка из песен "Короля и Шута". Завидев нас, она молится и вкратце обрисовывает ситуацию. По её словам, она ушла в лес в среду утром (в 6 утра, чтобы быть точным; к сведению - время близится к вечеру субботы) по грибы, по ягоды. Заблудилась. Три ночи ночевала, как вы понимаете, в лесу. Первым делом, она попросила у нас закурить. Курить мы - некурящие, хотя, признаться, у меня мелькнула искрой мысль о запасённой для торжественного случая сигаре, но я её быстро погасил. "Тогда спички". Это - есть. Дали ей так же хлеба и указали дорогу на Гребенец, предупредив, что следующие 5 километров будут не самыми лёгкими. Собственно, дорога была одна. Надеюсь, дошла. Должна была дойти.
По её словам, живёт она в Гребенце недавно, местность знает не очень хорошо. Последний день потратила на блуждание взад-вперёд по дороге, не будучи уверенной в правильном направлении движения. Про Козью Речку ничего сказать не могла.
Встреча с бабулей бодрит нас мыслями о том, что всё-таки мы забрались в настоящую глушь, как и планировали. Дорога продолжает улучшаться. Такое впечатление, что к наиболее плохому её участку транспорт подъезжает с двух сторон: с Неи с севера и с Гребенца с юга, но не проезжает участок насквозь. Дорога становится песчаной, со множеством следов. Но движения - никакого. Минуем почти сгнивший заборчик вдоль дороги. За ним - остатки колодца. Вероятно, здесь тоже было какое-то селение полвека назад, но о нём на имеющейся у нас карте не упоминается. Вскоре слева примыкает ещё одна дорога. Не ясно, куда она ведёт. Иногда в лес уходят ответвления, но все они оказываются объездами труднопроходимых участков. Иногда приходится спешиваться. Дождей здесь, видимо, было немного последнее время, песок довольно рыхлый.
Продвигаемся медленно. Уже ближе к 5 часам за деревьями показывается вода - большое пространство воды, вероятно, запруда, не обозначенная на карте. На том берегу виднеется дом. Возможно, лесник. На берегу удят двое. Тоже не местные. Их привезли из Неи. По их словам, "вообще ничего" здесь не знают, однако вспоминают, что километрах в четырёх дальше по дороге действительно есть какая-то Козья? то ли речка, то ли горка? Уточняем и расстояние до Неи. Отсюда - около 15 километров. Решаем после Козьей назад не ехать - двигаться дальше на север, так как в Нее, по новым данным, есть мост через реку, а на нашей карте с той стороны имеется дорога.
Последний километр до Козьей дался тяжело. В горку и по песчаной дороге. GPS отсчитывает последние 300 - 200 - 100 метров, а признаков деревни нет. Впрочем, вот поворот и - прибор не подвёл. Глаз различает в зарослях слева сгнившие остатки избушки. Затем - ещё какое-то строение, и ещё? Деревня была немаленькой. Столбы бывших оград появляются справа и слева вдоль дороги на приличном расстоянии. Вот, пожалуй, добрались до "центра". Тут к основной дороге подходит ещё одна, справа, тоже невесть откуда. Останавливаемся около деревянного шеста, закреплённого в козлах. Воображаем на этом месте флагшток, на которым по праздникам поднимали красный флаг. Но позже здесь, а затем и далее в других деревнях замечаем такие же сооружения и решаем, что это, скорее шесты-основы для скирд при заготовке сена.
Радость от достижения цели похода тихая. Вечер уже совсем близко, а впереди - дорога, да не назад, а всё дальше, на север. С удивлением обнаруживаю на телефоне все "5 палок" "Билайна". Рассылаем смски оскорбительного содержания тем, кто отказался идти с нами сюда. Ну и несколько приличных родным и близким. По плану здесь - поздний обед. Догадались чуть раньше набрать в бутыль полтора литра воды. Речки в Козьей Речке не обнаружено. Варим супчик, осматриваем окрестности. Достопримечательностей мало. Остатки нужника. Колодец. Хлев. Встречаются культурные растения. Малина, смородина, хрен, черёмуха, яблоня-дичок, вымахавшая уже до почтительных размеров. Остатки огородов. Нашёлся удивительно плодовитый куст смородины. Спелая и сладкая. Многие огородники позавидовали бы? Место хорошее. Здесь, видимо, даже электричество когда-то было. Видны полусгнившие опоры.
Во время обеда по дороге, судя по звуку, проезжает грузовик. Из-за высокой травы не видно. Притормаживает, видимо, привлечённый то ли нашим костром, то ли велосипедами, стоящими у шеста. Но тут же едет дальше. Через некоторое время и мы, слегка отдохнувшие, насытившиеся и отметивши пивом выполнение "Меморандума", продолжаем движение. Уже начало восьмого вечера.
Песчаная дорога не меняет характера до самой Неи. Выбираемся к двухпутной железнодорожной магистрали. В один конец, вероятно, на Кострому, в другой, надо полагать, на Киров. Следуем на Кострому по насыпи вдоль какого-то посёлка. Видимо, это всё же ещё не Нея. Вскоре добираемся до моста через реку. Наверное, есть и автомобильный, но нам уже лень искать. Опасливо и шустро перебираемся на ту сторону: укрыться на мосту от надвигающегося локомотива очень сложно. Через пять минут после переправы нас настигает пассажирский "Москва - Красноярск". В смысле - "Красноярск - Москва", надо полагать. Подудел нам. Перевалив через пути, мы выезжаем на асфальт и спрашиваем у супружеской пары средних лет дальнейшую дорогу. Во-первых, нас порадовали тем, что это - действительно Нея. Во-вторых, объяснили, как добраться до выезда на трассу, которую мы видим на карте, в-третьих, сообщили, что 2/3 этой трассы до выезда на основную магистраль (вновь "Кострома - Мантурово") имеет нормальное покрытие, а дальше - "дорога хреновая". Проезжаем Нею уже не останавливаясь, хотя, возможно, в магазин зайти стоило. Тут есть даже круглосуточные. Десятый час вечера. На случай, если не удастся найти подходящего места, набираем в ёмкости воды в колодце недалеко от ж/д-переезда. Выехали на дорогу и взяли, наконец, курс на юг. Быстренько отмахали километров 5 до моста через Номжу - небольшая речушка, правый приток Неи. К сожалению, справа и слева по обоим берегам что-то вроде места отдыха для горожан. Но народу - ни души. Как ни соблазнительно было остановиться на расчищенном месте, забираемся в дебри и вылезаем на довольно просторный и слегка влажный луг. Характерные следы на земле подсказывают, что до нас тут ходили лишь коровы. В сумерках выискиваем глазами притаившиеся в траве "мины". На самом берегу реки, под сосной, где повыше и посуше, ставим палатку. Подход к реке очень плох. Берег обрывистый. С каждым днём место для ночёвки было, пожалуй, всё менее удачным. Готовим макароны с тушёнкой, приканчиваем остатки водки и - спать. Завтра - последний день похода, надо будет как-то выбираться отсюда?
День 4-й, 30.07.2006, воскресенье

Нынче к ночи требовалось добраться до "Ждановца". Какое-то время я горячился, мне казалось, что оставшееся до него расстояние можно пройти на велосипедах. Главное - встать пораньше, выйти со стоянки побыстрее, да упереться посильнее. Лишь более точная прикидка по карте, показавшая, что до "Ждановца" не менее 200 километров, из которых около 70 - по гравию и песку, убедила меня в том, что сделать их на велосипедах можно будет только к утру следующего дня, и то - в лучшем случае. Требовалась перевозка автотранспортом на каком-то этапе. Команда разложилась окончательно и готова была даже не садиться нынче на велосипед вовсе.
Встали и собрались в этот день чуть пораньше, чем обычно. Но сэкономили немного. Вышли на трассу около 10 утра. Перед кофе я совершил символическое купание в Номже, посчитав малодушным заканчивать летний, по сути, поход без омовения в естественном водоёме. Решили начать движение на юг и поймать по пути какой-нибудь подходящий транспорт. Начали бодро. В этот день с погодой нам повезло. Дул несильный преимущественно северный ветер, подгонявший нас в спины. Проехали за час около 20 километров. Не было ни одного подходящего транспортного средства. Попадались лишь редкие легковушки. Грузовой транспорт тоже шёл изредка, но навстречу. Лишь где-то на 30-м километре нас объехал не захотевший остановиться фургон.
Погода приятная. Дорога, в целом, тоже. Идёт, правда, то вверх, то вниз. При этом панорамы не слишком широкие. В стороне от дороги попадаются деревушки. Едва ли не в каждой второй видна церковь. Церквей здесь, как будто, больше, чем в Нижегородской области.
Последние 15 километров перед выездом на костромскую трассу, действительно, оказались сплошной чересполосицей из асфальта, щебня и песка. Перед началом плохих участков водителей торжественно предупреждают щитами о выполняющейся программе Губернатора Костромской области по строительству и ремонту дорог.
К началу третьего выбираемся на костромскую трассу, поворачиваем налево (вновь в сторону Макарьева) и вскоре добираемся до знакомого перекрёстка, на котором были позавчера. Замыкаем, таким образом, гигантское дорожное кольцо и берём курс на паром через Унжу. По знакомой дороге ехать, может быть, чуть скучнее. Впрочем, приятно угадываются знакомые места. К переправе подъехали минут в 15 четвёртого, одолев с места стоянки чуть более 70 километров и поимев лишь единственный шанс проехаться на автомобильном транспорте. Паром отправлялся в 15:50. Оставшееся время скоротали за смазкой велосипедов и переговорами с водителем одного фургона, который тоже подъехал переправляться. Машина направлялась в нужную нам сторону, но лишь до развилки "Юрово-Дорогиня". Посчитав, что на безрыбье и рак - рыба, ударили по рукам. Заходя на паром, как знающие люди, приготовили к оплате 6 рублей. Хотя вот теперь думаю, что залезь мы сразу в фургон, смогли бы сэкономить и их. Водитель в Горчухе сначала направлялся по своим делам, так что мы условились встретиться в половине пятого вечера на центральной площади около магазинов и расстались на пристани по прибытии в Горчуху.
При посадке на паром, кстати, один примечательный случай имел место. После того, как на понтон зашли все пассажиры и заехал весь автотранспорт, к понтону стал спускаться старенький вездеходик (ЛуАЗ, наверное, его называют). До этого двое мужиков с волнением решали, кто же будет его заводить на паром, и вот, один вызвался это сделать. Задача оказалась, как принято сейчас говорить, весьма challenging. Дело в том, что у автомобиля не было тормозов. Видимо, совсем. Даже стояночного. Как водитель собирался решить задачу съезда на платформу парома мне не ясно. Возможно, включив заднюю передачу и подтормаживая ей, играя сцеплением. Но что-то, видать, не получилось. Контроль над скоростью был потерян и ЛуАЗ, набирая скорость, пошёл на стоявшую перед ним на понтоне легковушку. Лишь в последней момент водитель вездехода отвернул в сторону и жёстко затормозил, воткнувшись колесом в кнехт в опасной близости от ноги одной пешей пассажирки. Платформа дрогнула от удара и водитель легковушки, посчитавший, что торможение было произведено о его автомобиль, подбежал к месту столкновения: "Ты что же, б.., делаешь?!". Но, оказалось, всё было в порядке. На той стороне ЛуАЗик своим задним ходом выкарабкался на берег и уехал в неизвестном направлении.
Вынужденная задержка в Горчухе перед дальнейшей поездкой была нам на руку. С утра мы ехали практически без подкормки и питья. Магазинов на дороге не попалось, а в деревни сворачивать было лень. В Горчухе же мы посетили сразу два магазина, купили колбасы, хлеба, пряников, мин. воды и даже пива, посчитав, что к вечеру после такой интенсивной работы оно уже будет переработано и нам можно будет за руль, ехать в город.
Пока обедали на площади, собрали вокруг себя множество местных собак, которых хозяева, надо полагать, отпускают кормиться на вольные хлеба.
Фургон подошёл с небольшим опозданием и перед посадкой заехал "за товаром" к одному дому неподалёку. Тут нам открылась часть пути к потребителю, который проделывают маринованные грибы от момента их сбора в лесу и до появления на полке супермаркета. В фургон были загружены с десяток крупных ящиков лисичек и 2-3 ящика черники. Тесное помещение вскоре наполнилось пьянящими ароматами даров леса. Водитель собирал с окрестных деревень по дворам местных приёмщиков грибов и ягод товар для завтрашней отправки его к нам в область на крупный перевалочный пункт, откуда грибы и ягоды пойдут фурами на перерабатывающий и консервный завод куда-то в Подмосковье. К моменту поступления на завод добавочная стоимость производится в таком скоропортящемся товаре уже не менее 3 раз. Целая индустрия. Наши велосипеды и один из нашего экипажа (это был я) были загружены в фургон вслед за лисичками. Остальные двое поместились рядом с водителем в кабине. Поездка в закрытом металлическом фургоне в кромешной темноте по местами разбитому асфальту приобретала особый оттенок романтизма. Окошек не было, а лампочка отказалась работать даже после нескольких грубых тычков. Единственной компенсацией за такую экзекуцию служил находившийся под рукой большой ящик черники. Однако же, из вежливости и уважения к частной собственности, я не стал есть её слишком много; кроме того, в тряском фургоне был риск перемазаться дармовым угощением.
Минут через 20 машина остановилась и стала маневрировать. Когда мне вновь открылся свет божий, я понял, что доехали мы только до Первомайки. Тут предстояло подгрузить очередную партию товара. Находясь в фургоне, я помогал ставить ящики в стеллажи. Алексей без стеснения считал вслух примерную стоимость товара в фургоне. По розничным ценам выходило тысяч на сто. По закупочным, конечно же, меньше. После этого моё место занял Денис. Его заперли, а мы с Лёхой поместились в кабину и продолжили путь. За оставшийся путь водитель успел рассказать нам много интересного (часть интересного, впрочем, он рассказал ранее, пока я трясся там в фургоне). Беседа, в основном, затрагивала социально-экономические проблемы современного российского села. Между прочим, водитель сообщил и о том, что гравийная дорога, по которой мы сейчас едем, должна была быть заасфальтированной уже как несколько лет в рамках реализации соглашения между Нижегородской и Костромской областями о соединении их в этом месте автомобильной дорогой. Наши свою часть соглашения выполнили года 3 назад, благо, асфальта надо было класть немного, а вот с костромской стороны дорога так и не была сделана. Этим и объясняется столь внезапный обрыв асфальта в районе Борихи.
Подъезжая к развилке, где нас надо было высаживать (это недалеко от моста через Чёрный Лух), водитель заметил в зеркало догонявшую нас тентовую ГАЗель, посоветовал поскорей выбраться из кабины и тормознуть её - вдруг по пути. ГАЗель шла вообще в Городец, что нас очень устраивало. Водитель и его пассажир, оба - "лица кавказской национальности" согласились подбросить нас до поворота на федуринскую дорогу. Таким образом, наш велосипедный пробег в этот день мог вырасти лишь на 15-20 километров до "Ждановца".
Водитель фургона, смеясь, распахнул дверцы со словами "Смотри, контрабандиста везу!". Забившийся между ящиками, покусанный комарами и щурящийся от дневного света, Денис и вправду напоминал контрабандного китайца.
Перегрузив велы, мы поехали дальше. Водителю фургона Алексей отжалил 100 рублей, хотя, судя по всему, можно было обойтись и без этого. В тенте ГАЗели мы сидели даже с комфортом. Верхняя часть тента пропускала желтоватый свет; мы сидели ближе к кабине на больших кусках поролона. Судя по оснащению кузова, здесь обычно перевозят мебель. Велы нещадно подбрасывало на кочках и било о кузов.
Машина остановилась в Больших Мостах, не доехав даже до Ковернино. Время затрудняюсь назвать точно. Наверное, что-то около половины 9-го вечера. Водитель открыл тент и сообщил: "Ребят, мы тут подумали, в Ковернино уже милиция встречается, а у нас тут с машиной не всё в порядке, да ещё пассажиры в кузове. Давайте мы вас тут высадим, здесь уже не далеко. До Ковернино километра 2, и там до вашего поворота - километров 30". Мы без разговоров вылезли. Было даже приятно, что окончание похода всё же будет достойным. Ещё придётся покрутить педали. Денег они с нас не взяли и удалились по дороге вглубь деревни, наверное, пытаясь как-то объехать Ковернино.
Въехав в город, мы умылись в первой колонке, а затем сделали ещё одну остановку, уже выехав из Ковернино в направлении Городца. Тут мы основательно подкрепились остатками снеди, закупленной ещё в Горчухе, готовя наши уставшие за день организмы к предстоящему 50-километровому марш-броску. Ехали не то, чтобы легко, но не через силу. Время от времени лёгкий ветерок подгонял в спину. Машин почти не было, а по гладкому асфальту ковернинской трассы ехать было приятно. С тремя остановками добрались до поворота на Федурино. К этому моменту совсем стемнело, кроме того, нас слегка намочил дождь. Подъехавший последним к повороту, несколько приотставший Денис, сказал: "Ну, всё". "Всё" означало, что в ближайшие 20 минут он никуда не поедет, а будет доедать остатки пряников и переодеваться в сухое, так как проголодался, промок и замёрз. Он предложил снять с моего велосипеда рюкзак, доехать нам с Алексеем налегке до "Ждановца", а потом мне вернуться за ним к повороту на машине и забрать его в город. После недолгих препирательств, так и было сделано.

Езда на велосипеде без рюкзака (который, хотя и потерял в весе за время похода, но оставался ощутимо тяжёлым) была, наверное, сродни ощущениям сказочного скорохода, у которого с ног сняли пудовые гири. Достаточно было одной, верхней, передачи. Алексей, впрочем, предложил не гнать, так как, во-первых, его багаж оставался при нём, а во-вторых, была опасность влететь в темноте в какую-нибудь яму. Полотно дороги выделялось безлунной ночью из окружающего ландшафта лишь слегка отличимой светлеющей полосой. Последние километры дались, скорее, тяжело психологически, чем физически. Места, которые казались очень знакомыми и очень близкими к финишу, на самом деле, были удалены от него на несколько километров.
Уже после поворота к "Ждановцу" в Федурино, в перелеске, в кромешной темноте мигает слепящим жёлтым светом аварийка. Подъезжаем аккуратно; воображение рисует картины ужасной аварии, которая могла произойти тут воскресным вечером с участием перепившихся отдыхающих. Но, к счастью, просто автомобиль на обочине, включивший аварийную сигнализацию. В лесу при подъезде к "Ждановцу" - темнота - вообще, хоть глаз выколи. Сбросили скорость до минимума после того, как колёса несколько раз попали в хорошие выбоины. Потом и вовсе спешились. Вот, наконец, и домик, возле которого оставляли машины. Заключительная фотография с капота автомобиля. Гружу себе велосипед на крышу и, выпив у Лёхи в домике стакан компота на дорожку, уезжаю за Денисом. Тот уже заждался. Казавшийся не слишком далёкий наш путь обернулся для него двухчасовым ожиданием в посадках возле трассы. Уже час ночи. Усталость очень сильная. Грузимся. Денис рассказывает, что после полутора часов ожидания ему начали чудиться какие-то шорохи вокруг. Оказывается, он высыпал на землю крошки от пряников и приманил, тем самым? лису. Он высветил её фонариком, но та продолжала жрать крошки, лишь покосившись на Дениса. Затем, с другой стороны трассы стал доноситься уже более серьёзный шум и хруст веток, так что даже "стали пошаливать нервы": "Превед, Медвед!".
Я ожидал, что всю дорогу до города Денис проспит, но он, чуя ненадёжность моего бодрствования, постоянно поддерживал интеллигентную беседу. Доехали благополучно. Даже не были остановлены на посту ДПС после съезда с Борского моста. Из гаража я заставил себя проехать до дома ещё полтора километра на велосипеде, после чего общий километраж этого похода на счётчике перевалил за 420 километров. Впрочем, после замены батарейки я всё никак не выставлю его на нужный диаметр колеса, а значит, с этой суммы можно легко скостить процентов 10.

Так в июле 2006-го мы побывали в Козьей Речке.

(С)Bal235.


 

Узола в Больших Мостах Без слов Готов
Черный Лух В Юрово Нея
Вечерняя дорога Денис поймал двух зайцев Унжа под Макарьевым
Дорога на Козью Встреча в лесу Дорога на Козью 2
Козья речка Козья речка 2 На заготовке грибов
Финиш в Ждановце Карта


автор: Sevlad


Поделиться ссылкой:

 Мнения и комментарии
андрей  02.04.2012 15:28
пацаны молодцы. Я сам из номжы,и в гребенце был,там дед живет,все места почти знаю про которые у вас написаны
Марк  29.09.2010 15:24
Молодцы ребят!Фотки выкладывайте)))
Николай. putnik.77@bk.ru  25.03.2010 10:42
Спасибо! Было очень интересно прочитать! Я довольно хорошо помню этот поселок. В 1988 г он еще стоял, но уже был не жилым. В нем. какое-то время. располагалась наша в/часть. Места, там .действительно замечательные по красоте, но очень глухие. Нередко случалось, что по вечерам к полевой кухне, из леса выходила стая волков. Ребята, вы молодцы! А еще нет фоток?
алекс  23.05.2009 16:41
прикольно! в детсте сам часто ездил в нею на лето отцу на родину о козьей речке слышал от бабушки но побывать там не довелось...
kvn  30.04.2008 09:20
Здорово прокатились!
Юрий  30.03.2008 03:40
Молодцы, ребята! Я бывал вКозьей речке в 50ых годах. Здесь жили мои родственники. Тогда это был процветающий, по тем временам, поселок. Там был Леспромхоз, валили и обрабатывали лес. Был свой клуб, пекарня, магазин, баня. Помню, что было много коров и каждое утро пастух уводил стадо на пастбище. Посреди поселка был колодец, где даже летом стенки были во льду. Видимо, его останки Вы и видели. Дороги, как таковой, не было. Через заболоченные участки были проложены бревенчатые гати по ширине колеи автомобиля. По этой "дороге" вывозили лес в Нею, где я, собственно, родился. Если кого-нибудь интересует - могу поделиться более подробными воспоминаниями. г.Таллинн , Эстония.
Gorbunov Nikolay Aleksandrovich  09.01.2008 00:38
Ребята, завидую вам!
василий  16.01.2007 12:26
да уж, было итересно почить

Добавить комментарий
Обновить


 Copyright © 2003 Велосипедный Нижний  Поддержка онлайн (ICQ): 59592562  
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода Graphit Powered by TreeGraph