Смотреть видеогалерею Соревнования: прошедшие и предстоящие Путешествия
Меню

Авторизация

Поиск

Статьи
Чистка дисковых тормозов

Итак, на всём диске и колодках дисковых тормозов вашего велосипеда появилась тормозная жидкость (или хуже того - маслянистые комки), что же делать? С диском больших проблем не возникнет...



Фото из путешествий

 Закрытие летнего велотуристского сезона: Болотниковская пещера
Старт: 2006-09-23 12:00
Маршрут: Павлово - Лаптево - Сергеево - ур. Колпенка - Нершево - Зеленцево - Звягино - Давыдово - Филинское - Болотниково - Клин - Сколково - Овечкино - Яковцево - Бол. Загарино - Мал. Загарино - Кулаково - Вареж - Меленки - Павлово

Дистанция: 150 км

Время: Два дня

Участники: RaFaeL, 4enix, SergeySS, Mower, Гуттаперчевая, AlexXC, OlegK, Boogier, Яна, EugeneIvanov и др.

GPS track


Закрытие летнего велотуристского сезона: Болотниковская пещера

Хорошее время - сентябрь. Хорошо оно тем, что в сентябре бывает «бабье лето». А бабье лето, как известно, очень даже неплохо подходит для несложных велопоходов. Вот и в этом году закрытие летнего велотуристского сезона прошло на редкость удачно и интересно. Ну, обо всем по порядку.

Устроить ПВД в Болотниковскую пещеру планировалось давно, только вот почему-то все не получалось. Вроде бы, и от станции железной дороги недалеко – так зато дорога туда проходит по областной трассе, и не так уж это и интересно, соревноваться с фурами в скорости подъема в горки. Однако, удалось нарисовать на карте совсем другой маршрут, кольцевой, в котором мы ни километра по трассе не проезжали, а весь маршрут проходил по асфальтовым и грунтовым дорогам районного значения. Ну и разумеется, желающих принять участие в таком ПВД оказалось предостаточно – хоть и не побит был рекорд похода по озерам, но 15 человек – это немало. С другой стороны, для заброски к начальной точке маршрута (Павлово) мы разделились на 3 группы – электричкой (классически), «своим ходом» (для любителей асфальта) и личным автомобилем. Поэтому от первоначального опасения, как же мы будем садиться в электричку, вскоре не осталось и следа: на вокзале нас собралось всего 9 человек. Выбрав первый вагон, сразу, уже при посадке, наткнулись на контролеров. Контролеры, как в фильме, были «злыми» и «добрыми»: «злой» контролер не хотела пускать нас в вагон вообще (типа, они только что вагон помыли, а у нас велосипеды грязные), а «добрый» контролер показала, где находится крайний нерабочий тамбур – как оказалось, в него как раз 9 велосипедов с багажом и убираются. А поскольку выходить нам нужно было на конечной станции, то дальнейшая дорога прошла абсолютно спокойно.

Вот уже и Павлово, не торопясь высаживаемся, ищем остальные две группы. Четверо ехавших своим ходом уже были около станции и ждали нас (по пути они даже успели заехать в Кудрёшки, правда, без экскурсии) . Прямо напротив вокзала – магазин «Магнит», здесь мы закупаемся едой на оба дня: о наличии магазинов на маршруте ничего не известно, и рисковать нам незачем, проще все взять с собой – на одну ночевку не так уж много груза то и получается (особенно учитывая размер группы). В это время приезжает третья часть группы – Boogier и Яна ехали из города на машине. Потратив достаточно много времени на закупку продуктов (вечная проблема), наконец-то тронулись в путь. Буквально на первом же повороте/сборе потеряли Liandry: он не заметил, как мы поехали не по главной дороге, а через церковь и отстал. Впрочем, путем применения сотовых телефонов эту проблему решить оказалось несложно, и вот мы уже выезжаем из города по хорошему асфальту, да еще и дорога идет под горку. 12:15 – мы пересекаем павловскую объездную и едем в сторону Сосновского.

Первая остановка – через полчаса. Рассматривая карту при подготовке маршрута, заметил на карте значок «одиноко стоящий памятник» в поле недалеко от Чернеево. Ну и разумеется, мимо таких вещей мы не проезжаем – обязательно нужно все посмотреть, изучить, сфотографировать. Помня о скульптурах в районе Симбилея, ожидать можно было чего угодно, но все оказалось вполне банально. «Здесь трагически погиб Еремин Г.В» - гласила надпись на памятнике. Погибшему не было еще и 20 лет. В голове сразу нарисовались возможные варианты произошедшего: например, парень сторожил колхозное поле и был убит злобными бандитами. Спросить было не у кого, поэтому догадки так и остались догадками.

Поворот на Богданово. Широкая двухполосная дорога Павлово – Сосновское сменяется узенькой, но тем не менее асфальтированной дорожкой. Дорога петляет по полям, и почти все время параллельно ей идет укатанная полевая грунтовка. Проезжаем Золино – в ней находятся остатки колокольни, не указанной на карте. Вскоре асфальтированная дорога поворачивает на юг, в Богданово, нам же туда не нужно: у нас в программе – первый межрайонный перелаз в Вачский район. Полевая дорога оказалась вполне хорошей, гораздо хуже покрытие было в самой деревне Сергеево, на окраину которой мы вскоре выехали. Пополняем запасы воды из колонки оригинальной конструкции (фото 3). Эта конструкция вначале удивила, но к концу второго дня к ней привыкли: такие колонки в тех краях встречаются повсеместно. От деревни снова идет асфальтовая дорога.

Впрочем, в этот раз по асфальту мы ехали недолго, и перед Епифаново свернули на полевую грунтовку. Тут произошел небольшой казус: дело в том, что в Бабкино идет дорога с твердым покрытием, на картах не указанная, поэтому часть группы поехала по ней, а другая часть, в том числе и я, поехала «рядом с дорогой», так как я посчитал, что эта дорога идет только до фермы и скоро кончится. Здесь же все оказалось как раз наоборот. К тому же, по этой дороге по пути нам было всего лишь около километра: к урочищу Колпенка никакого твердого покрытия нет, а ведет самая обычная полевая дорога. Вдобавок, состояние этой дороги было таким, будто по ней после хорошего дождя несколько раз прогнали немаленькое стало коров – жуткая гребенка и скорость упала до 12-15 км/час. Вскоре вдалеке появляется силуэт заброшенной церкви. Это и есть урочище Колпенка: раньше там была деревня, а сейчас почти ничего не осталось, только развалины. Дороги к церкви на карте никакой не было – ну и не надо. Вполне получилось ехать напрямик по полю, в качестве ориентира приняв какой-то автомобильный след ну и саму церковь. Лишь на пару сотен метров до цели пришлось сойти с седла: обрабатываемое поле кончилось, начался бурьян из высокой травы. Тем не менее, примерно в 15:45 мы уже у церкви, устраиваем обеденный привал. Весьма кстати наконец-то ушли облака и показалось солнце.

Хорошенько перекусив и прогулявшись на поиски геокэшерского тайника, возвращаемся (уже по другому следу) на «дорогу». Как ехать дальше, было не совсем понятно, поехали по пути наименьшего сопротивления, и этот путь привел нас вновь на асфальт (как говорится, «ура, асфальт»), который вполне ожидаемо в Нершево и закончился. Местные на вопрос «как проехать в Зеленцово» махнули рукой в том направлении, откуда мы приехали. Это выглядело странновато (на карте нарисована вполне приемлемая дорога через поле), но, наверное, как это часто бывает, ими была просто недооценена проходимость горных велосипедов. Мы же рискнули поехать намеченной дорогой и не ошиблись. Вначале дорога была совсем хорошей (правда, в одной из низинок, хорошенько разогнавшись с горки, попали на неслабые ухабы), затем вроде бы закончилась. Вернее, вместо одной хорошей дороги налево, прямо и направо уходили три «направления». Логически подумав, решили, что нам нужно направо. Направление в виде чуть видимой в траве колеи провело вдоль поля и вывело в овраг. В овраге сразу стало понятно, почему тут давно не ездят: указанная на карте труба для переезда ручья лежала, скажем так, рядом с дорогой. Впрочем, для велосипедистов, которые заходят там проехать, это помехой не станет: ручеек вполне можно перейти по дощечке. Дальше по идее ожидали увидеть Зеленцово, но вдалеке был виден лишь один дом да водонапорная башня. Впрочем, поднявшись из оврага, сомнения «а не нежилая ли это деревня» развеялись: просто-напросто все дома находятся с другой стороны холма и от ручья их не видно. На часах 17 часов, а мы в центре села, думаем, куда же ехать дальше.

Село расположено довольно хитро, поэтому правильную дорогу нашли не сразу. А еще в Зеленцово стоит немаленьких размеров церковь, а также большой красивый каменный двухэтажный старинный дом, напоминающий усадебный. Жаль, время не позволяло тщательнее это исследовать. Зато была исследована... каменная (из булыжника) дорога в село! Да, дорога эта вовсе не асфальтированная, а каменная! Видимо, богатый барин жил здесь сотню лет назад… Возможно, мы сюда еще как-нибудь вернемся, а сейчас надо поторапливаться! Скоро начнет темнеть, и до темноты надо обязательно пройти все грунтовые участки! Первый из них (до Звягино) был хорошим, да еще и под горку. В Звягино у фермы свернули налево, тут дорога разветвилась на три почти параллельных. Весьма кстати оказался попутный жигуленок – он поехал по средней, а так как деревня впереди была одна и нам было нужно именно туда, то и мы последовали его примеру.

Участок Звягино – Чеванино был, пожалуй, самым непонятным в плане того, что проезжаемость на этом участке могла быть как хорошей, так и никакой. Впрочем, нам повезло – хоть местами и встречались лужи и колея, везде можно было ехать. А там, где на карте указано урочище Шароновка, увидели очень красивое природное явление – низкий и густой туман. Потихоньку начинало смеркаться, но вот уже и Чеванино, а от него начался пусть и очень разбитый, но все-таки асфальт. Дальше можно было ехать и в темноте, при свете фар.

На окраине села Давыдово (уже почти стемнело) местный житель поинтересовался, откуда мы, зачем и куда едем. Если, говорит, вы грязь приехали искать, так вам туда (показывает в сторону фермы), а если вам на трассу, то туда (показывает дорогу через деревню). Первое предложение было вполне заманчивым, но пришлось в этот раз от него отказаться - вернемся как-нибудь летом и днем. Особо не торопясь, но и не останавливаясь без необходимости, едем в сторону Филинского, а перед выездом на трассу на освещенной площадке у АЗС устраиваем общий сбор. Тут выясняется, что куда-то пропал OlegK. Созваниваемся (весьма кстати у Олега оказалась одна из раций), ждем (все нормально, он просто немного отстал). Пока ждали, поиграли во фрисби, перекусили оставшимся печеньем. До места ночевки оставалось совсем немного (а ночевать решили где-то в районе пешей досягаемости пещеры), так что хоть и пришлось протусоваться на АЗС целых 40 минут, никакой роли это уже не играло: все равно совсем стемнело, а все для ужина у нас было с собой.

Дождавшись Олега, едем дальше. Без остановки проезжаем Филинское, мост через Большую Кутру, ищем поворот налево. Планировалось встать где-то на берегу реки, свернув по дороге на Пертово. Однако дорога, которая указана на карте, на самом деле проходит через карьер, и мы уперлись в закрытый шлагбаум. Пока обсуждали, что делать дальше, из будки у шлагбаума вышел сторож и… нет, всего лишь объяснил, где на самом деле находится нужный нам поворот ( о том, что мы едем в пещеру, разумеется, ему никто не рассказал). Свернули с асфальта в лес налево, потом, проехав по песчаной грунтовке несколько сот метров, углубились направо в лес в месте, где лес был пореже. Место это было похоже на дорогу (правда, неиспользуемую), но искать более другую поляну не стали. Как выяснилось чуть позже, это действительно была старая дорога на Александрово, но сейчас по ней никто не ездит, она заросла и завалена упавшими стволами. Разжигаем костер, идем за водой на речку, готовим ужин. Народ постепенно расползается по палаткам. Договорились завтра встать пораньше.

В этом месте должен был начаться рассказ о втором дне, завтраке и т.п. Но это все будет чуть попозже. А пока что теплый ясный вечер, у костра остались самые стойкие… Как обычно, обсуждаем прошедший день. Вот опять не все успели, что планировалось – экскурсию в пещеру пришлось отложить до утра, хотя хотели посетить ее уже сегодня. А почему бы... не пойти в пещеру прямо сейчас??!! Ну и что, что уже за полночь! До пещеры всего то метров 500, GPS нас не подведет! А как пойдем, в обход по дороге или по азимуту? Да по азимуту конечно, напрямую через лес! Ну, вообщем, «встали и пошли» ))) Дошли до карьера, спустились в него при свете фонариков. А вот и пещера! Около входа в большом количестве летают летучие мыши. Чтож, лезем внутрь. Пещера большая и длинная, пол в ней весь усыпан камнями (видимо, падают с потолка), идти не так то просто. Вот на потолке видно спящую летучую мышь. А вот еще одна, она совсем близко! Интересно, она вообще живая? А что будет, если ее потрогать? Так вот - если потрогать спящую летучую мышь, она начинает шевелиться и пищать! Циклический такой, противный писк! Ввиду своей досягаемости мышь стала объектом немаленькой фотосессии (смотри заглавное фото). А в самом низу пещеры удалось (и не раз) сфотографировать мышей в полете! Вообщем, в пещеры надо ходить ночью, ощущения – незабываемые, всем советую! Вдоволь налазившись и нафотографировавшись, пошли искать геокэшерский тайник. Тут все было совсем просто, и вскоре (если конечно так можно сказать, учитывая что в лагере нас не было часов до трех), допив последнее пиво, мы все-таки разбрелись по палаткам. Ранний подъем решили отменить (для себя).

Говорят, утром звенели и пищали будильники. Когда я наконец вылез из палатки, было уже 9 утра, давно пора завтракать. Boogier идет купаться (!) и заодно приносит воды, после чего большая часть нашей группы (в основном те, кто ночью спал, а не лазил по карьеру) уходит смотреть пещеру днем. Говорят, впечатления уже не те, зато в карьере занималась группа скалолазов, и удалось потренироваться в подъеме по сыпухе с помощью веревки. Мы же готовим завтрак.

После завтрака и сбора лагеря снова делимся. Четверо уезжают в Павлово по трассе, короткой дорогой чтобы успеть на электричку в 16:55. Все остальные (кроме paramon’a, который чуть позже уехал в Выксу) едут по заранее намеченному маршруту, но с расчетом на последнюю, девятичасовую электричку. Выезжаем из леса на асфальт (вернее, выходим пешком – как мы тут ехали вчера в темноте, не совсем понятно), первая остановка – в Болотниково, наполняем фляжки колодезной водой. Еще село Болотниково известно тем, что где-то в его окрестностях находится ушедшее под землю совсем недавно в результате карстового провала озеро, но, посоветовавшись с местными жителями, решили его не искать – это где-то в лесу, куда и дороги то нет, да и смотреть там, вообщем-то, наверное и нечего. Дальше по маршруту село Клин, в котором можно было бы остановиться у магазина, но решили этого не делать, так как у входа в магазин тусовалась какая-то молодежь на мотоциклах. За селом началась очень интересная асфальтовая дорожка – узенькая и в меру разбитая, она была усыпана опавшими осенними листьями и шла под горку. Все, кто спускались по этой дороге, думаю, получили истинное удовольствие! На скоростях под 40 км/час выкатываемся к мостику через Шершу, вдалеке виднеется село Кошелево и колокольня в нем. Теперь пришла очередь подъема в гору – подъем крутой, тут уж скорость не 40, а всего лишь 7-8 км/час, хоть и асфальт. И снова вниз, в Сколково.

В Сколково асфальт кончается, поворачиваем налево. Бабушки на крылечке ехидно ухмыляются «не въедете вы в нашу гору» - ну не знаю как остальные, а я въехал ))) Сухая укатанная полевая грунтовка выводит в объезд Пальцино на асфальт. По асфальту ехать неохота, вместо этого хитрым образом проезжаем через Овечкино по грунтовке. Вдалеке виднеются купола церкви в Яковцево – нам туда, там должен быть магазин, да и дорога просто замечательная – ровный новый асфальт. На часах 13:30, мы в магазине закупаемся продуктами на обед. Изначально планировалось только купить все что нужно, а отдыхать чуть позже, но, как это обычно бывает, посещение магазина совместили с небольшим перекусом и посещением местной разрушенной церкви – особо отчаянные забрались на самый верх колокольни.

Дорога от Яковцево тоже идет вниз, тоже немного разбита и тоже всем понравилась. После длинного спуска поднялись в короткий подъем и свернули в лесной массив (памятник природы, между прочим) налево. На перекрестке маленький ужик переползает дорогу. Снова подъем, на этот раз затяжной. В конце подъема замечаю у дороги скамейку, устраиваем обеденный привал. По времени получается, что мы с большим запасом успеваем на намеченную электричку, так что никуда не торопимся, а наслаждаемся хорошим маршрутом, хорошей погодой, хорошей компанией и вообще, все пока идет отлично! Посидев полчасика на скамейке и максимально уничтожив запасы съестного, все-таки едем дальше. Впереди последний, но непонятный грунтовый участок – на всех картах он отрисован по разному.

На самом деле ситуация с дорогами в этом районе такая. Проехав через Большое Загарино, нужно свернуть у фермы налево под прямым углом по жутко грязной тракторной колее, затем почти сразу же дорога повернет направо. Если по этой дороге ехать все время прямо, то приедете в Кобылкино, а если на развилке свернуть направо и сразу же налево – в Малое Загарино. Нам нужно было именно в Малое Загарино, так как только оттуда на одной из карт удалось найти дорогу в сторону Кулаково. А еще в этом селе находится не разрушенная деревянная церковь (хоть и не особо красивая) и можно поиграть в баскетбол (к одному из деревьев прибита настоящая баскетбольная корзина)! Как оказалось, никакой дороги в Кулаково оттуда нет, только тропинка, но эта тропинка была натоптанной и нас вполне устроила. Сначала крутой спуск (на котором ехать можно только с груженым багажником, иначе покрышки не держат) в овраг, затем пешеходный мостик через ручеек и не менее крутой подъем – только пешком. Зато какие там виды…

Погода абсолютно летняя, жара градусов под 25 (на солнце), поэтому колонка с водой в Кулаково пришлась как нельзя кстати – можно умыть лицо, а можно и голову целиком ))) Все, больше грунтовок сегодня не будет, пора ехать смотреть на Оку. Что еще интересного было по дороге до Павлово? Ну, например, остановившись сфотографировать красивое желто-красное дерево обнаружилось, что дерево это – груша, причем со зрелыми плодами! А как вам указатель на Варежскую школу? Школа эта явно с английским уклоном.

17:40 – а мы уже на окраине города Павлово. Небольшая мини-экскурсия по исторической части (к сожалению, в продаже не оказалось никакого туристического путеводителя), затем едем искать автостоянку и провожать Boogier’a, Яну и SergeySS (он не успевал на последнюю дзержинскую электричку, поэтому пришлось воспользоваться «помощью зала» в виде заднего сиденья Волги). Ну а дальше все как обычно – магазин, вокзал, электричка, дорога домой.

По личным ощущениям – лучший ПВД 2006 года. Пожалуй, это один из немногих ПВД, в котором, будь он еще раз, я ничего не стал бы менять. ВСЕМ спасибо за участие!

Отчет и фото Liandry
Фото SergeySS
Фото EugeneIvanov


 

В Павлово Экскурсия к одинокому памятнику Оригинальная колонка в Сергеево
Напрямую к урочищу Колпенка Церковь в урочище Колпенка А там вдалеке уже солнечно
Вот такие вот дороги И такие дороги тоже были Туман в ур. Шероновка
Летучие мыши RaFaeL, 4enix и летучая мышка Болотниковская пещера
Вход в пещеру... вернее, выход. После посещения пещеры Вылазим из карьера ночью
Утренний вид на карьер И снова Болотниковская пещера Вылазим из карьера днем
На колокольне церкви в Яковцево Дорога из Яковцево Хорошая дорожка, не так ли?
Обед Деревянная церковь в Малом Загарино Спуск в овраг
Подъем из оврага Вид на Оку Varezh school - без комментариев
Вечером в Павлово А вы умеете перевозить велы в Волге? Карта


автор: RaFaeL


Поделиться ссылкой:

 Мнения и комментарии
zloibot  13.04.2008 18:33
Зачетный маршрут, частенько под клином и яковцевым езжу
Илюша Мещерский  07.06.2007 11:13
ну и цель - пещера... ничего там интересного, и вход того и гляди совсем обрушится (лет 8-10 назад был больше). зря не останавливаясь проехали Филинское и Клин, на мотоциклах скорее всего были мои знакомые.
Максим  28.04.2007 20:10
там моя родина
шило в...  24.02.2007 16:31
Нда! прколно! Молодцы!
EugeneIvanov  19.11.2006 14:52
Хорошо зимой почитать о таких деньках.
MrVodinn  19.11.2006 02:19
Класс!!!! Так держать!

Добавить комментарий
Обновить


 Copyright © 2003 Велосипедный Нижний  Поддержка онлайн (ICQ): 59592562  
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода Graphit Powered by TreeGraph